Любопытные нововведения обнаружились в Положении о финалах чемпионата Москвы среди мужчин и женщин, проходящих в эти дни в столице:
«Каждый участник обязан при себе иметь следующие документы:
1. Паспорт (свидетельство о рождении)
2. Договор о страховании от несчастных случаев, жизни и здоровья.
3. Квалификационную книжку.
4. Справку от врача о допуске к соревнованиям.»
Казалось бы, подобные требования применительно к шахматным турнирам выглядят нелепо. Однако, как выясняется, они присутствуют также в Положениях чемпионата Москвы по рапиду и ряда других российских шахматных соревнований этого года. Можно предположить, что организаторы официальных соревнований вынуждены руководствоваться Положением РШФ о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнований по шахматам на 2015 г. А вот как, когда и зачем эти пункты появились в официальной документации Российской шахматной федерации — вопрос. Ведь очевидно, что документ, принятый РШФ за основу при составлении этого регламента, рассчитан исключительно на физические виды спорта и совершенно не учитывает специфику шахмат.
Взрослые разряды сегодня практически не используются, да и целесообразность детских под вопросом — ведь существует удобная система подсчета рейтингов. Многие ли титулованные шахматисты помнят, когда и как выполнили первый разряд, и знают, где завалялась их квалификационная книжка? Кроме того, зачем складывать все яйца в одну корзину, приравнивая настольную игру к физическим видам, среди которых действительно много опасных для здоровья? Может быть, для того, чтобы всей этой бюрократией максимально затруднить участие в турнирах действующим шахматистам и заодно отпугнуть тех, кто хочет пополнить ряды любителей шахмат? Вряд ли всё это способствует повышению популярности нашей игры, которая и без того вызывает сомнения.
В конце концов, ходить по улицам в гололед тоже опасно, однако требовать с нас справку, страховку и рентгеновские снимки ступней, чтобы разрешить нам пойти в магазин зимой, пока еще не додумались.
Остается открытым также вопрос, действительно ли данные пункты Положения соблюдаются организаторами турниров, и, в частности, нынешнего чемпионата Москвы. Если соблюдаются, то это печально (в первую очередь для игроков), если нет — тоже, поскольку Положение — это главный регламентирующий документ турнира, смысл которого попросту теряется, если его не исполнять. Разве кому-нибудь приходит в голову указывать в Положении классический контроль «для галочки», а проводить турнир с блиц-контролем «для удобства участников»?
В общем, ситуация выглядит патовой, и вопросы, безусловно, нужно адресовать РШФ.