Экскурсия — методично обдуманный показ примечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого находится анализ располагающихся перед глазами экскурсантов субъектов, и опытный рассказ о мероприятиях, сопряженных с ними.
Также под экскурсионной поездкой видится посещение интересных мест (памятников культуры, музеев, предприятий, некоторых территорий, и прочих таких мест). Экскурсия в музей для школьников представляет из себя форму и способ покупки познаний. Ведется, в большинстве случаев, коллективно под управлением специалиста-экскурсовода. Слово экскурсия случилось от латинского слова excurrere, которое изначально значило «военный набег», а потом «вылазка», «поездка».
В отечественной науке первым толкование термина «экскурсия», (1882) рекомендовал Владимир Даль «Экскурсия — выработка, прогулка, выход на поиск чего-то, для коллекционирования трав». Но в 1904 году слово «экскурсия» отсутствовало в самом знаменитом всестороннем словаре Фридриха Арнольда Брокгауза и Игоря Ефрона.
Рождение подобных определений как «экскурсионность», «экскурсионный метод» относится к 1920 годам — золотому десятилетию российского краеведения. В эти годы в Петрограде открылись первые детские станции, в том числе основная станция гуманитарных экскурсий при Музее города в Аничковом дворце, а потом и учрежден Туристический институт.
Изначально музеи были личными собраниями редкостей, вследствие этого экскурсии велись лишь для посетителей. Но потом ситуация меняется, и музеи равномерно делаются доступным местом и экскурсии делаются методом расширения горизонта, а потом и способом образования.
Экскурсии можно обозначать по различным симптомам:
По мишеням проведения — тренировочные (и в том числе учебно-производственные, для профессиональной ориентации, размена опытом), культурно-просветительские, академические, экологические.
По содержанию экскурсии — обзорные (разносторонние), предметные, специальные (помогающие проанализировать тренировочную дисциплину) и комплексные (которые позволяют получить познания из области нескольких наук).
По числу участников — индивидуальные и пакетные.
По составу — для регионального населения, туристические, детские, школьные, туристические, инклюзивные.
По методу перемещения — пешеходные и с применением разных способов передвижения (автобусные, автомобильные, велосипедные). Превосходство пешеходных экскурсий заключается в том, что гид предпочитает ритм движения, который обеспечивает наиболее хорошие условия для изображения и повествования.
Длительность экскурсии — по традиции составляет от 1 акад. дня (45 мин) до нескольких дней. В отдельных случаях (к примеру, во время проведения инклюзивной экскурсии) время вполне может быть снижено до 10 секунд.
Кратковременные экскурсионные туры (от 1 до 3-4 суток) называют маршрутом выходного дня, в них вполне может быть учтено несколько экскурсий различной длительности.
По фигуре проведения экскурсии могут быть разнообразны — экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция, экскурсия-концерт, экскурсия-спектакль, экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, тренировочная экскурсия, маркетинговая экскурсия, экскурсия-дегустация.
По месту размещения субъектов — натурные и музейные.
По месту проведения экскурсии бывают — городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (совмещающие элементы нескольких).