«Куда пропал? Да не было в живых».
Владимир Вишневский
Не знаю, приходила ли раньше кому-то в голову эта идея, но если я первый, кто публично её озвучивает, то прошу закрепить за мной авторство.
Я считаю, что наблюдающий за шахматной партией в интернете зритель должен иметь перед глазами полную картину происходящего. В том числе зритель имеет право знать, в какой момент от того или иного игрока поступило словесное предложение завершить партию немедленно и поделить очко. Иными словами, предложение ничьей должно моментально фиксироваться в прямой трансляции — подчеркиваю, речь идет именно о прямой трансляции, а не о том, сделал ли игрок письменно пометку на бланке.
В этом случае зритель будет понимать, над чем задумался тот или иной шахматист, сама партия предстанет перед ним в совсем ином свете, ведь предложение ничьей — как бы к нему ни относиться — часто играет огромную психологическую роль и может напрямую повлиять на дальнейшие события в партии и её результат. В отдельных случаях зрителю будет ясно, почему партия завершилась вдруг «ни с того, ни с сего», на середине борьбы. Наконец, мы всегда будем знать ответ на столь часто задаваемый вопрос: «а кто предложил ничью?», что в совсем отдельных случаях означает «кто кого на….».
Сам слышал, как президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов на пару со своим вечным помощником рассказывали Дмитрию Медведеву, что, дескать, наши зрители сидят в интернете. Зал нам не нужен, — втирали они, — наш огромный зрительный зал — это интернет, аудитория которого во время крупных соревнований насчитывает десятки и сотни тысяч.
Так вот, если идея о маленькой, но приятной заботе о зрителях в интернете вам понравилась, то дальше рассуждаем логически. Чтобы предложение ничьей фиксировалось в электронном виде, игроков необходимо обязать выполнять для этого некое дополнительное действие. Значит, нужна поправка или дополнение в Правила шахмат. Значит, нужно это официально инициировать.
Но не фидевские же дилетанты будут инициировать что-либо подобное. Только профессионалы.
Как непремиум-член АШП я предлагаю тем, кто считает себя профессионалами в шахматах, обратить внимание на эту мелочь, которая, на самом деле, вовсе и не мелочь.
Настолько не мелочь, что может даже избавить особо эмоциональных болельщиков от дополнительного стресса и, как следствие, от лишних проблем со здоровьем.
Не верите? Смотрите. Вы болельщик/тренер/родственник/наставник шахматиста Икс. Вы видите в трансляции, что соперник Игрек сделал ход; видите, что у Икса единственный адекватный ответ, но он, Икс, с этим ответом медлит. Две минуты медлит, три, пять, десять… Что с вами произойдет за это время ожидания, которое покажется вечностью? Потом выяснится, что шахматист Игрек предложил ничью, и Икс долго обдумывал, принимать или не принимать, — но нервные клетки вам уже никто не восстановит.
Это только один пришедший в голову пример, но он, как и вся тема, родился не на пустом месте, а за просмотром партий женского чемпионата мира, который продолжается в Эстосадке.
Продолжается несмотря на то, что Садок этот, столь понравившийся участницам (и есть за что), пустеет с каждым днем. Минувшей ночью курорт покинули Антуанета Стефанова с Иваном Чепариновым, Виктория Чмилите, Бела Хотенашвили и Лела Джавахишвили. Покинули, дойдя до черты, за которой, согласно классификации Виктории, «нормальный» результат мог бы превратиться в «успешный».
Кто-то успел напоследок взобраться на горы по канатной дороге.
Лучше гор могут быть только… четвертьфиналы.
Остались перешедшие черту восемь сильнейших. Без оговорок. Парадокс нокаутов: с одной стороны очевидно, что в таких турнирах велик элемент случайности, с другой — не менее очевидно, что те, кто идут дальше, сыграли сильнее сегодня. Не вчера, не завтра, а именно сегодня — когда это важнее всего. И по праву сегодня продолжают претендовать на титул. И чемпионка мира тоже завоюет звание по праву, не сомневайтесь. Сегодня — по праву.
А завтра мы с вами не перестанем считать, что Хоу Ифань играет на порядок сильнее «временной» чемпионки. Из этого вывод: хороши нокауты, зрелищны, и пусть их проводится как можно больше, вот только победительниц нельзя именовать чемпионками мира.
Мог бы развить тему и до своего предложения попрощаться со званием чемпиона мира вообще, но вспомню о мере и лучше представлю еще парочку фотографий.
Вот, например, эта. Сделана во время первого тура первого же круга. Тренер Мери Арабидзе Алеко Арсенидзе попросил меня сфотографировать подопечную. «На память о Красной Поляне, пока не поздно», — подумал я тогда. Или, в лучшем случае, для «Пионерской правды», если случится локальный успех.
Правильно говорят: цена фотографии тем выше, чем больше проходит времени. Для того, чтобы снимки с Мери Арабидзе поднялись в цене, понадобилось всего несколько дней и три круга чемпионата.
Алеко Арсенидзе — не просто тренер. Это человек, который стоит неподвижно в игровом зале от первой до последней минуты каждой партии Мери. Стоит в определенной позе, независимо от позиции на доске. Ни на кого и ни на что не обращает внимания, возможно, что-то мысленно читает. В конце концов, стоит, а не сидит — потому, что сесть некуда. В игровом зале не предусмотрены места ни для зрителей, ни для тренеров, ни для…
Кто он, мистер талисман? Зухарь двадцать первого века? Вот и не верь после этого в потусторонние силы…
Когда было сделано это фото, Хампи Конеру начинала турнир в качестве фаворита. Когда писались эти строки, она имела 6 из 6. Сейчас, когда вы их читаете, индианке нанесла первый и весомый удар Мария Музычук. К счастью для Хампи, нокдаун случился в момент, когда еще остается шанс подняться и реабилитироваться.
Обе представительницы Индии за прошедшие три круга произвели на меня, пожалуй, наиболее сильные впечатления. Правда, у Конеру до сегодняшнего дня не было шанса занервничать, а в нокауте шахматистки проверяются именно в стрессовых ситуациях. Харика в этом смысле выглядит еще более уверенно.
Автор репортажа глубоко надеется, что, взяв эту и последующие две фотографии с официального сайта sochi2015.fide.com, он не сильно огорчил авторов снимков — Кублашвили, Карлович и Барского.
И вообще Харика сильна в такого рода турнирах; в прошлый раз в Ханты-Мансийске дошла до полуфинала, и подвело её только то, что свою задачу она посчитала выполненной. Большие глаза девушки светились от счастья как до проигранного Стефановой матча, так и после него. Почему бы в этот раз не успокоиться чуть подольше?
Тем более, что свои функции на месте событий по-прежнему с успехом выполняет бабушка Харики. Которая, к слову, как и Арсенидзе, сопровождает подопечную везде и всюду, включая игровой зал.
Вот для неё стульчик все-таки находится: бабушка скромно садится в угол зала и сидит там в ожидании внучки. Вы всё еще не верите в потусторонние силы?
Пия Крамлинг приехала на турнир одна и соблюдает свои собственные, годами проверенные ритуалы. Пешие прогулки по нескольку раз в день — обязательная программа, без которой даже думать о серьезных успехах не приходится. На Пию уже давно не ставят те, кто считает, что в её возрасте надо не по турнирам разъезжать, а хранить семейный очаг. Не ставили в 2008-м, когда она дошла до полуфинала такого же нокаута в Нальчике, не ставили в 2010-м, когда стала чемпионкой Европы. И вот сейчас она уже в восьмерке. «Очень грамотная шахматистка. Она меня переигрывала, но в конце я наносила какой-нибудь удар, у нее заканчивалось время, и я выигрывала», — вспоминала Валентина Гунина свои блицпартии с Крамлинг перед очной схваткой в 1/8 финала. Возможно, забыла, что до блица нужно продержаться в двух, а потом еще в двух нормальных партиях. Не продержалась. Вы все еще считаете Крамлинг вышедшей в тираж шахматисткой?
* * *
Если бы меня спросили, что более вероятно — украинский финал или индийский полуфинал (эти два события взаимоисключающие), я бы скорее поставил на Индию. Но Анна и, особенно, Мария Музычук — шахматистки, аппетит к которым часто приходит во время еды. И пока что всё говорит о том, что они всерьез проголодались.
Я не болею ни за ту, ни за другую — косвенный признак того, что обе очень сильны. Просто не привык болеть за сильных.
И надеюсь, что не услышу украинский гимн на закрытии чемпионата. Не услышу потому, что из Сочи я тоже уже уехал.